Школа UWC South East Asia (UWCSEA), распахнувшая свои двери в 1971 году, является членом движения UWC, в котором участвует 15 школ и колледжей на пяти континентах, разделяющих общую миссию. Помимо этого международная организация UWC ежегодно принимает студентов со всего мира на программу IB Diploma по гранту, который покрывает двухлетнее обучение и проживание. Мы встретились со Светланой Кононенко, студенткой из России, которая подробно рассказала нам о процедуре получения гранта, а также поделилась своими впечатлениями об учебе в UWC.
— Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Где ты училась раньше? Почему переехала в Сингапур? И как давно здесь живешь.
— Я родом из маленькой республики Адыгея, что находится на юге России, и в частности из города Майкоп. На протяжении одиннадцати лет я училась в Адыгейской республиканской гимназии (сокращенно АРГ), также, как и многие ученики гимназии закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Помимо моего основного интереса к естественным наукам таким, как биология и экология, большое внимания я уделяла и языками скорее из-за их практического значения. С родным русским языком у меня не было особых сложностей, однако, английский давался мне нелегко. Да это и понятно, отсутствовала достаточная практика. Попросту говоря, негде и не с кем было разговаривать. Будучи студентом одного из лингвистических центров или языковой студии, как мы их называем, я съездила в тур ‘По странам Скандинавии’, в котором единственной представительницей Скандинавии оказалась Швеция, заключенная в кольцо тура вместе с балтийскими странами, но главное не в этом. Данная поездка радикально изменила мои планы на дальнейшее обучение в университете. Тогда, впечатленная возможностями, открывающимися перед “целеустремленными студентами” по словам нашего гида, я четко решила, что буду учиться за границей. Нет, не потому, что меня не устраивало образование в России, а скорее оттого, что университетские годы для меня всегда ассоциировались со сменой обстановки и привычного уклада, поиском новых друзей и интересов. Тогда раз уж изменять что-то, то радикально. Таким образом у меня сформировалась цель поступить в иностранный ВУЗ, но не было средств к этой цели. И, как это обычно бывает, решение проблемы пришло внезапно в виде международной организации под названием United World Colleges (сокращенно UWC), которая проводила суровый отбор кандидатов на спонсированные места для обучения в колледжах по всему миру. После долгого отборочного процесса, я была номинирована в колледж в Сингапуре, который предлагал мне полную стипендию на два года обучения по программе IB Diploma.
— Светлана, расскажи подробнее, как проходил отбор в UWC и как ты получила грант на программу?
— Процесс отбора и все требования подробно описаны на сайте национального комитета (www.ru.uwc.org) на русском и продублированы на английском. Я расскажу кратко из собственного опыта. Сам отбор состоял из 3 этапов, где на первом отсылалась анкета с персональной информацией и ответами на короткие эссе-вопросы (до 150 слов) и двумя развернутыми эссе (все документы заполняются на английском). Если первый этап был пройден успешно, кандидат приглашался на второй тур – скайп-интервью длительностью около 20 минут. Это был, пожалуй, мой первый опыт интервью подобного типа, что, конечно, стоило немалого волнения как мне, так и маме. Однако должна сказать, что члены национального комитета – психологически отлично подготовленные специалисты, которые умеют быстро расположить к себе человека. Мое интервью в итоге оказалось успешно пройденным, и меня пригласили в московский офис национального комитета на день финального отбора кандидатов. Было много психологических игр и заданий, направленных на тестирование лидерских качеств. Оглядываясь назад, я понимаю, что как бы не закончился для меня тот день, проведенный на отборе, я все равно почерпнула бы многое просто из общения с талантливыми сверстниками со всей нашей необъятной страны, а потому с чистой совестью уходила в тот вечер из офиса комитета. Неделя ожидания результатов была, пожалуй, самой волнительной и напряженной за все долгие годы учебы в школе, может быть еще и оттого, что в одно время с этим отборочным процессом шла активная подготовка к ЕГЭ. Но это нервное ожидание стоило того, чтобы получить письмо о номинации в один из колледжей в тогда еще неизвестном для меня Сингапуре. Следующим шагом стало решение финансового вопроса. Я знала заранее, что стипендии на обучение предлагаются только нуждающимся, то есть тем, кто не в силах самостоятельно погасить стоимость обучения и проживания в колледже. Обычный этап рассмотрения заявки на стипендию – это оценка финансового благополучия семьи, что отражается в стоимости квартир, домов, машин и заработной платы родителей. В моем случае все было предельно просто, так как из всей собственности наша семья располагает только однокомнатной квартирой в дополнение к невысокой маминой зарплате продавца в магазине. Таким образом, наши долгосрочные “финансовые инвестиции” в мое обучение языку, музыке и прочему окупились одним разом. И вот мне предложили стипендию на 2 года с полным покрытием обучения, проживания, перелетов и даже карманных денег. Таким образом, с огромной благодарностью и желанием получения знаний и новых идей, я переехала в Сингапуре на два года для обучения в международной школе UWCSEA East Campus (United World Colleges of South East Asia).
— Каждому ли студенту доступна такая программа? Что надо сделать/чем отличаться, чтобы пройти его?
— UWC движение имеет долгую историю, начавшуюся после победоносного разгрома фашистской Германии войсками СССР и примерно в одно время с формированием Организации Объединенных Наций. Именно тогда, когда умы и сознание людей и, в особенности, молодежи были наиболее уязвимы к идеям расового превосходства и нацизма. Тогда одним из путей предотвращения дальнейшего распространения этих самых идей стали эти международные школы, основанные на идеи толерантности и торжества разнообразия, но не в качестве профилактики экстремизма, а с целью воспитания образованных и способных к состраданию поколений молодых людей. Таким образом, множество стран по всему миру создают собственные национальные комитеты, которые состоят из выпускников UWC колледжей. Именно эти люди занимаются отбором студентов в разные колледжи и обеспечением финансовой поддержки малообеспеченных студентов через пожертвования филантропов. Честно говоря, для меня до сих пор остается загадкой по каким именно критериям проводится отбор претендентов, потому что знание английского не является основным критерием. Предпочтение скорее отдается твоим взглядам на вызовы современного мира, понимание глобальных проблем как социальных, так и экологических, твоему внутреннему стремлению быть лидером и достигать поставленных целей и, конечно, академическим способностям кандидата. Но неизвестно в какое качество или какая характеристика имеет больший вес в отборе. Со своей стороны могу сказать, что все школьные годы была, как в России говорят, круглой отличницей, активно участвовала в олимпиадах и внешкольных занятиях. Однако программа имеет возрастные ограничения, то есть на момент подачи заявки кандидату должно быть меньше 18 лет.
— Сколько ты уже учишься в UWC? Какое впечатление сложилось за это время?
— Это мой второй год обучения в колледже. Не буду скрывать, учеба здесь не дается мне легко, чему в общем-то является виной английский. Хотя мой уровень языка неизмеримо вырос за эти полтора года пребывания в англоговорящей среде. Справедливости ради стоит сказать, что IB Diploma считается одной из двух самых сложных и интенсивных программ в мире. Помимо качественного образование, UWC в большой степени заботится о развитии критического мышления и подталкивает студентов бросить вызов шаблонным идеям, стереотипам и предвзятым суждениям. Более того, факт проживания на кампусе создает как бы имитацию университетской жизни в США, Великобритании или Канаде, что морально и физически готовит будущих студентов к следующему шагу – поступлению в университет. Что еще важнее, все эти разговоры о культурном многообразии не являются просто раздутыми фразами для привлечения большего числа инвесторов, UWC действительно уделяет очень большое внимание этому вопросу, создавая такую атмосферу понимания и толерантности, которая с легкостью привлекает международных студентов, которые, в свою очень, приносят еще больше разнообразия в жизнь кампуса, благодаря собственным культурным традициям. Так, например, на вечере празднования Католического Рождества мы можем запросто смотреть выступление, исполненное девочкой из Эфиопии, или попробовать кухни разных стран латинской Америки на одном из многочисленных мероприятий общежития. В общем и целом, такая обстановка культурного разнообразия в совокупности с многочисленными курсовыми работами создает ощущение полноты жизни, в которой есть место и для отдыха, и для тяжелой работы.
— Что особенно отличает UWC от школы, в которой ты училась раньше?
— Наверное, самой отличительной чертой UWC является стремление совместить несовместимые, на первый взгляд, идеи коллективизма и индивидуализма в подходе к образованию. Так, с одной стороны, уделяя огромное внимание сплочению класса, как группы студентов, работающих в коллективе для достижения определенной цели, скажем, проведение лабораторной работы на уроке химии, учителя лимитируют время на выполнение той или иной работы и обязывают студентов работать в парах или в группах, развивая тем самым чувство ответственности перед своим/ми партнером/ами. Любое нововведения выносится на всеобщее обсуждение через Student Council (студенческий совет). С другой стороны, отличительной частью программы также является проектная неделя, заключающаяся в полной независимости в планировании недельной поездки в какую-либо страну Юго-Восточной Азии для совершения собственного проекта. Это может быть восхождение на вулкан, курсы обучения дактилологии (языку жестов) в какой-нибудь неправительственной организации или обучение детей первой помощи в детском доме. Пожалуй, подобная комбинация подходов является совершенно неожиданной, но, как видно, работающей на ура.