Бренд MacCoffee производится компанией Food Empire, которая была основана г-ном Таном Ванг Чоу в Сингапуре в 1982 году. Причем изначально Тан Ванг Чоу возил совсем не еду и напитки, а компьютеры и запчасти для них в Восточную Европу и Центральную Азию. Во время очередного визита в СНГ г-ну Тану пришла интересная идея: в странах, где традиционно пьют чай, заварной кофе приживается плохо. А вот у растворимого есть шанс! Тем более что мировые пищевые гиганты в то время на эти рынки еще не зашли.
Итак, в 1994 году на рынок России и стран СНГ вышел новый бренд — MacCoffee. В 2006 году в городе Яхроме (Московская область) открылся завод компании, который позволяет производить до 100 миллионов сашетов растворимого кофе в месяц.
А в 2016 году MacCoffee был признан ведущим брендом растворимого кофе на основных рынках Food Empire (Россия, Украина и Казахстан). Сегодня компания занимает 50 % рынка в сегменте растворимого кофе, а на сам российский рынок в 2016 году пришлась почти половина общих доходов компании.
Сам господин Тан, по слухам, выпивает до десяти кружек собственной продукции в день. Возможно, в этом секрет его недюжинной энергии и работоспособности: он постоянно расширяет и совершенствует ассортимент, придумывает новые ходы по продвижению и завоеванию новых сегментов рынка. В частности, компания теперь производит не только напитки, но и полуфабрикаты.
Мы встретились с ним и за чашечкой кофе обсудили особенности ведения бизнеса между Россией и Сингапуром и дальнейшие планы компании Food Empire.
— Как известно, вы начали свой бизнес с экспорта электроники в страны Восточной Европы. Как эта бизнес-модель сменилась на экспорт кофе?
— В 1994 году дистрибьюция электроники стала слишком конкурентным делом: технологии менялись очень быстро, и, учитывая транспортировку на большие расстояния, работать с ними было очень рискованно. Маржа в продаже бытовой техники была тонкая, как лезвие, и постоянно становилась еще тоньше, тогда как продажи растворимого кофе были относительно стабильны. В конце концов было решено, что мы можем попробовать сделать что-то в этой сфере, создать собственный бренд. В результате и зародилась наша основная марка — MacCoffee.
К тому времени мы уже построили близкие связи и партнерские отношения в регионе, через которые и наладили свой кофейный бизнес.
Сегодня компания занимает 50 % рынка в сегменте растворимого кофе, а на сам российский рынок в 2016 году пришлась почти половина общих доходов компании.
— Каково это — вести бизнес в России? Поделитесь своим опытом и впечатлениями.
— Развивать свой бизнес в России — честь для нас. В этой стране мы многому научились. В России у нас множество друзей, а ведь бизнес строится именно на людях. Мы постоянно советуемся и осознаем потребности россиян, адаптируя нашу продукцию и способы коммуникации к тому, что подходит жителям России и стран СНГ.
Кроме того, в России у нас прекрасная команда, которую возглавляет нынешний исполнительный директор Food Empire. Мы хорошо понимаем, как строится бизнес в России и как важно погрузиться в ее культуру, чтобы лучше понять местного потребителя.
Мы полюбили эту страну и то, как в ней ведется бизнес. Работать здесь — привилегия.
— Что вы думаете по поводу сегодняшней экономической ситуации в регионе?
— Вместе с Россией Food Empire пережила множество взлетов и падений в 90-е, таких как период падения Берлинской стены в 1989 году или распад Советского Союза в 1991-м, а потом и времена финансовых кризисов 2000-х. Экономика тогда перенесла немало трансформаций, и законы, касающиеся ведения бизнеса, поначалу постоянно менялись, но мы сохраняли веру в будущее и пережили все невзгоды. Полученные уроки укрепили наши позиции, дав нам уверенность в себе и знания, необходимые для работы на развивающихся рынках. К тому же по мере того как Россия развивает свою экономику и превращается в супердержаву, мы начали понимать историю и эмоции вашей страны.
Россия, вместе со странами СНГ, по сей день остается для Food Empire крупнейшим рынком, и продажи в этих регионах приносят нам огромную часть общей прибыли. Мы рассчитываем на то, что когда местные валюты относительно стабилизируются, наш первичный бизнес начнет расти. Хорошо развитые бренды и глубокие дистрибьютерские связи в регионе позволяют компании расширить портфолио своей продукции и продолжать развиваться. Численность населения всего региона достигает 250 миллионов человек с достаточной покупательской способностью и реальными доходами, а экономики постепенно стабилизируются и однажды вернутся к упорядоченному развитию.
— Мир стремительно меняется. Какие еще страны, помимо России, кажутся вам интересными направлениями сегодня?
— Вьетнам, Мьянма, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Продолжая попытки завоевать эти рынки, мы будем опираться на сильный брендинг как основу нашей стратегии роста. С учетом проверенной стратегии мы уверены в том, что сможем развить успешную бизнес-модель в странах, лежащих вне наших основных рынков сбыта. Это часть работы по диверсификации за пределами СНГ для создания более сбалансированного портфолио.
Что касается производственных линий и фирменных заведений, то и в этих сферах мы продвигаемся вперед за счет новых проектов, приносящих компании прибыль (строительство заводов в Индии, производящих растительные сливки, сладости и кофе, высушенный методом распыления). Мы продолжим расширять использование этих предприятий. В то же время успешная вертикальная интеграция сети поставщиков дала нам больший контроль над закупками и производством базовых ингредиентов, позволив таким образом стабилизировать и поддерживать высокие стандарты качества.
— Каковы ваши планы на следующее десятилетие?
— В среднесрочной и долгосрочной перспективе нам важно еще сильнее диверсифицироваться, а также продолжить стратегические слияния и поглощения, чтобы расширить первичное производство и переработку ресурсов, опробовать новые рынки и лучше использовать возможности наших партнеров. Помимо существующих совместных предприятий, мы постоянно ищем подходящие компании для поглощения, которые могли бы дополнить уже существующие предприятия и помочь нам диверсифицировать свою деятельность.