«Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Дон Кихот» – эти постановки знает весь мир. Все они одинаково знамениты, и каждый по-своему уникален. Зрителю подчас кажется, что танцоры передвигаются по сцене, практически не касаясь ее, будто парят в волшебном облаке. Но что это на самом деле, чудо или результат скрупулезной работы и умение правильно носить элегантные, но такие непростые балетные туфельки?
Chaussaure De Ballet или, как их обычно называют, пуанты, это связующая нить, объединяющая все постановки без исключения.
История балета как искусства началась в середине 17 века, а прародителями специальной обуви, как ни странно, были модные туфли на высокой платформе, похожие на те, что носил тогда король Франции Луи XIV.
В 1726 году практичность взяла верх над модными тенденциями. Это был год дебюта Мари Камарго (Marie Camargo) в Парижской Опере, а сама Мари стала первой балериной, вышедшей на сцену в туфельках на плоской подошве. Более того, она одной из первых укоротила свою танцевальную юбку и выступила в одежде, ныне известной, как туту или балетная пачка.
Пуанты в их современном виде появились в начале 20 века, когда русская балерина Анна Павлова (Anna Pavlova), как принято считать, впервые поместила в носки своих туфель мягкую подкладку. За счет этого аксессуара, когда она приподнималась ‘en pointe’, ногам было не так больно, да и напряжение распределялось по ступне более равномерно. Благодаря своему «изобретению», Павлова могла без устали протанцевать весь вечер, а внешний вид ее изящной обуви ничуть не изменился.
Балетные туфли – классические с мягким носком или жесткие, твердые в области пальцев – должны помогать танцору, поддерживая его ступни и создавая устойчивую опору. Полупуанты похожи на пуанты конструкцией своих носков, но отличаются уровнем жесткости – у них нет жесткого каркаса, не позволяющего выгибаться. В таких туфлях обычно тренируются новички.
Пуанты, как правило, делают из холстины, мешковины, кожи и клея.
Площадь кожаной подошвы чуть меньше площади ступни, и форма ее тоже может быть разной: сплошной плоской или сдвоенной с изломом посередине. От формы подошвы зависит гибкость туфель, но какой бы она ни была, основное назначение балетной обуви – поддерживать ступни и выгодно подчеркивать их форму, а поскольку в современном балете красота костюма очень важна, подошвы начали делать из тончайшей, искусно выделанной кожи.
Подметка или супинатор – это опора, благодаря которой нижняя часть обуви сохраняет упругость и стабильную форму. Ее делают из картона, пластика, кожи или даже нескольких затвердевших слоев клея.
Носки у пуантов твердые, похожие на коробочку. Их делают из плотно спрессованных и склеенных между собой слоев бумаги и ткани. Такие носки – самая важная, неотъемлемая часть «экипировки» любого балерона или балерины, она фиксирует и защищает пальцы ног.
У полу- или припуантов мягкие носки и отсутствует супинатор, но в остальном, даже внешне, они очень похожи на пуанты. Сделанную по всем правилам, классическую балетную обувь оборачивают в нежную атласную ткань. Пальцы в полупуантах тоже защищает «коробочка», но она мягкая, а на ногах и пуанты, и полупуанты держатся за счет эластичных резинок или лент.
Новые пуанты гладкие и сверкающие, оплетенные изящными лентами. Но век этой нежной красоты недолог. Она живет лишь до тех пор, пока балерина не попытается впервые надеть на ножку этот корсет – тугой, жесткий, зачастую причиняющий боль.
Чтобы встать на пуанты, их нужно «сломать», то есть, сделать так, чтобы они приняли форму ступни, иначе танцевать на пальцах будет практически невозможно. Процесс этот происходит следующим образом: танцор начинает разминать нижнюю часть туфель, массировать и мять кожу, уделяя особое внимание участку подошвы у основания пальцев. Есть еще один, более опасный способ – просто выгнуть пуанты в дугу так, чтобы носок и пятка почти соприкоснулись. Но делать это нужно очень осторожно: если подошва треснет, туфли уже нельзя будет использовать по назначению. А иногда, чтобы размять подошвы, танцорам даже приходится стучать по ним молотком!
Очень часто, чтобы ноге было удобнее, балерины подкладывают в пуанты вату, скомканную в небольшие подушечки, или кусочки овечьей шерсти. За свою относительно недолгую историю, по мере развития современных технологий, балетная обувь претерпела несколько серьезных изменений, каждое из которых было ориентировано на удобство ее владельца. Одно из последних изобретений в этой области – пакетики с гелем особой формы, которые пришли на смену вате и шерсти.
Редкая балерина решится выйти на сцену в новых, неразношенных туфлях. Сначала она их разомнет, потом будет надевать на репетиции, и сделает все, чтобы в танце ее ступни и пуанты становились единым целым. И все это для того, чтобы затем станцевать в 3 или 4 спектаклях, после чего пришедшую в негодность обувь придется выбросить.
Балет – классический танец, а хороший балет, по мнению многих, еще и олицетворение совершенства. Каждая красивая сцена состоит из множества элементов, и вот уже много лет публика приходит послушать великолепную музыку Чайковского и полюбоваться на хореографию Иванова или Петипа в исполнении блистательных танцоров. И среди самых разнообразных инструментов успеха, которые предстоит освоить начинающим, пуанты – один из самых важных. Большинство сложностей можно побороть силой мышц или ума, но балетные туфли не терпят компромиссов. Как время и труд оттачивают навыки и придают им форму, так нежная туфелька принимает форму изящной ступни и становится ее частью. И только после того, как это произошло, балерина может уверенно выйти на сцену, чтобы показать зрителю свое мастерство, и перенести его в мир красоты и величия настоящего искусства.
Сингапурские зрители смогут оценить мастерство танцоров и насладиться незабываемым представлением уже в мае, когда знаменитый на весь мир Санкт-Петербургский балет приедет с выступлением в Сингапур.
Известная балетная постановка – «Лебединое озеро» Чайковского в театре Marina Bay Sands 28-31 мая 2015 года.
Торопитесь приобрести билеты: sistic.com.sg/events/swan0515?cid=highlight-swanlake